- Математика

Математическая бесконечность и религия

Например, долгое время объявлялось аксиоматическим положение о том, что сумма бесконечно большого числа членов математического ряда, даже чрезвычайно малых величин, — бесконечно велика. Теперь же мы знаем, что эта величина (сходящиеся ряды) конечна.

Как видно, действительный смысл математической аксиомы в корне противоположен ее религиозно — идеалистическому толкованию. Справедливо говорил М. В. Остроградский: следует верить лишь в то, что доказано; но мы не можем доказать существование верховного божества, а значит, не должны верить в бога. И действительно, любая математическая аксиома всегда проверяема, подтверждаема вычислением, экспериментом, вообще практикой, тогда как ни один церковный догмат (в том числе и догмат бытия божия) недоказуем. 

Богословы всегда отрицали бесконечность природы в пространстве и времени. И это вполне понятно. Идея бесконечности мира несовместима с догмой о творце, с представлением о грядущем «конце света» и т. д. Бог не мог создать природу, существующую вечно и не имеющую границ. Не может он и вызвать «светопреставление», если мир не конечен во времени и пространстве. Отсюда неизменное (хотя и всегда безрезультатное) стремление защитников религии представить Вселенную как что-то безусловно ограниченное, отличающееся пространственными и временными рамками. 

Одним из аргументов теологов против категории бесконечности является ее противоречивость. Коль скоро предмет или понятие о нем, утверждают церковники, обладает противоположными свойствами, сторонами и т. п., он не существует. А бесконечность предполагает конечные составные части, в чем и заключается одно из основных ее противоречий. Разумеется, все эти богословские рассуждения совершенно несостоятельны. Хотят того церковники или нет, но абсолютно все существующее в мире противоречиво. Больше того, единство и борьба противоположностей есть источник, движущая сила развития в любой области действительности. Поэтому заявлять, будто противоречивость реальных вещей и правильных понятий о них свидетельствует об их фиктивности — значит ставить все с ног на голову. 

Заметим, кстати, что, отказывая в бесконечности природе, защитники религии тем не менее приписывают это качество богу. Но тогда противоречивость данной категории переносится на «всевышнего»! Выходит, бесконечность материального мира не может быть фактом из-за ее противоречий, а бесконечность бога, несмотря на те же противоречия, провозглашается как нечто само собою разумеющееся. Где тут логика, неизвестно. Зато словесная эквилибристика и бездоказательность теологических утверждений налицо. 

Итак, церковники признают бесконечность, но выдают ее за нечто божественное. Математика же, исследуя эту категорию, срывает с нее ореол мистического, потустороннего.

Математика и атеизм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *