- Математика

Математические гипотезы и религия

Ряд богословов уверяет, будто религия не лишена научного содержания, а математика не свободна от положений (гипотез, аксиом и т. п.), принимаемых на веру, то есть без доказательства. Отсюда делается вывод, что де противопоставление религиозного мировоззрения и научного знания неправомерно.

Надо прямо сказать, что «научное содержание религии» есть миф, созданный церковниками. Истории не известно ни одного факта открытия новых явлений, процессов, законов природы на основе религиозных взглядов. Никто не слыхал, чтобы какое-нибудь вероучение включало в себя научные теории по тем или иным вопросам, положительные знания о той или иной области действительности. Наоборот, смысл всех данных науки всегда глубоко атеистичен.

Что касается веры в математике, то здесь богословы софистически играют словами. Верно, что математические и другие гипотезы являются предположениями. Но они не произвольны, не надуманы и принимаются не «на веру», как утверждают защитники религии. Любая действительно научная гипотеза всегда обосновывается определенной суммой фактов и в какой-то мере согласуется с теориями, уже подтвержденными практикой. Это необходимая форма развития математики (как и всякой другой науки), первое, приближенное теоретическое решение назревшей задачи.

Дальнейшая проверка опытом либо превращает гипотезу в научную теорию, либо отбрасывает ее полностью или частично. Плодотворность такого пути познания мира подтверждена практикой, в частности историей математики. От математической гипотезы М. Планка идет современная квантовая механика, от математической гипотезы П. Дирака — современная физика античастиц и т. д. Но ни одна религиозная «гипотеза» (как любят ныне выражаться некоторые теологи, хотя в религии, собственно, нет гипотез, а есть лишь догмы) никогда еще не приводила людей к каким-либо положительным, теоретически или практически ценным результатам. Математическое и любое иное научное предположение не имеет ничего общего с религиозной верой, и церковникам, конечно, не помирить их.

Сказанное, в сущности, относится и к аксиомам. Аксиома (например, «через любые две точки можно провести прямую и притом только одну») принимается нами без доказательства, но опять-таки вовсе не «на веру». Бесспорная и «очевидная» ее истинность не с неба упала, а миллионы раз была подтверждена в процессе практической деятельности человека. Значит, положение о том, что аксиомы «не нуждаются в доказательствах», условно. Это так, поскольку мы, опираясь на прошлый опыт, не требуем новой проверки аксиоматических утверждений.

Однако сами по себе аксиомы не представляют чего-то априорного, доопытного. Уже их формирование является результатом многократных предположений, подтверждений практикой и т. п. Кроме того, возникнув однажды, аксиомы не остаются вечными и неизменными. Они, во-первых, постоянно уточняются, а пределы их применимости подчас резко сужаются (например, современная геометрия лишила эвклидову ее былого «абсолютного» значения). Во-вторых, то, что в одних исторических условиях считается аксиомой, в других — подвергается проверке и может перестать быть ею.

Математическая бесконечность и религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *